Главная | Регистрация | Вход | RSSВоскресенье, 22.09.2019, 01:18

Официальный сайт МАОУ СОШ №16 р.п.Приютово

Меню сайта
Категории раздела
новости [324]
ЭОР
  • Единая коллекция Цифровых Образовательных Ресурсов
  • Федеральный центр информационно-образовательных ресурсов
  • Единое окно доступа к информационным ресурсам
  • Портал электронного образования Республики Башкортостан
  • Институт развития образования Республики Башкортостан
  • Полезные ссылки
  • Официальный блог
  • УПРАВЛЕНИЕ ПО КОНТРОЛЮ И НАДЗОРУ В СФЕРЕ ОБРАЗОВАНИЯ РЕСПУБЛИКИ БАШКОРТОСТАН
  • Министерство образования и науки РФ
  • ФЕДЕРАЛЬНАЯ СЛУЖБА ПО НАДЗОРУ В СФЕРЕ ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОСОБРНАДЗОР
  • МКУ Управление образования МР Белебеевский район Республики Башкортостан
  • Федеральный портал "Российское образование"
  • Система оценки достижения планируемых результатов освоения курса ОРКСЭ

    Система оценки достижения планируемых результатов освоения курса ОРКСЭ 

    1.Место системы оценки в педагогических технологиях достижения стандарта

    Система оценивания занимает особое место в педагогических технологиях достижения Требований стандартов и конкретизирующих их планируемых результатах освоения программ начального образования.

    Она выполняет функции одного из основных компонентов программы и ее регулятора. Фактически, именно система оценивания обеспечивает единство подходов, существующих в вариативной системе общего образования.

                Оценивание как самого процесса познания, так и его результатов рассматривается как одна из самостоятельных важных целей обучения, призванных помочь учителю выбрать наиболее эффективные приемы и средства обучения, которые бы поощряли учащихся к развитию и дальнейшему продвижению в познании.

    2.Основные требования к системе оценивания.

                Основные требования к системе оценивания, ее цели и задачи можно сформулировать следующим образом:

    -установить, что знают и понимают учащиеся о мире, в котором живут;

    -дать общую и дифференцированную информацию о процессе преподавания и процессе учения,

    -отслеживать индивидуальный прогресс учащихся в достижении Требований стандарта и в частности, в достижении планируемых результатах освоения программ начального образования,

    -обеспечивать обратную связь для учителей, учащихся и родителей,

    -отслеживать эффективность реализуемой учебной программы.

    Система оценивания направлена на получение информации, позволяющей

    -обучающимся – обрести уверенность в возможности успешного включения в систему непрерывного образования,

    -родителям – отслеживать процесс обучения и развития своего ребенка,

    -учителям – выносить суждения об эффективности программы обучения, об индивидуальном прогрессе и достижениях учащихся, и, в частности, о том

    ·         происходит ли развитие образовательных запросов учащихся, стремятся ли они более к более глубоким и основательным знаниям,

    ·         начинают ли учащиеся осознавать, что реальные проблемы требуют интеграции знаний из разных предметных областей,

    ·         совершенствуют ли учащиеся полученные учебные умения и навыки, наращивают ли свои знания с тем, чтобы более успешно продвигаться в обучении, находить решения учебных задач,

    ·         обнаруживают ли дети как умение работать индивидуально, так и способность к совместной учебной деятельности.

    В оценивание призвано стимулировать учение посредством:

    -        оценки исходного знания ребенка, того опыта, который он/она привнес в выполнение задания или в изучение темы;

    -        учета индивидуальных или групповых потребностей в учебном процессе;

    -        учета особенностей способов проявления понимания изученного на данном этапе учебного процесса и данным ребенком;

    -        побуждения детей размышлять о своем учении, об оценке их собственных работ и процесса их выполнения.

    3. Принципы построения системы оценивания. 

                Система оценивания строится на основе следующих общих для всех программ начального образования принципов:

    1.                  Оценивание является постоянным процессом, естественным образом интегрированным в образовательную практику. В зависимости от этапа обучения используется диагностическое (стартовоетекущее) и срезовое (тематическое, промежуточное, рубежноеитоговое) оценивание.

    2.                  Оценивание может быть только критериальным. Основными критериями оценивания выступают ожидаемые результаты, соответствующие учебным целям.

    3.                  Оцениваться с помощью отметки могут только результаты деятельности ученика, но не его личные качества.

    4.                  Оценивать можно только то, чему учат.

    5.                  Критерии оценивания и алгоритм выставления отметки заранее известны и педагогам, и учащимся. Они могут вырабатываться ими совместно.

    6.                  Система оценивания выстраивается таким образом, чтобы учащиеся включались в контрольно-оценочную деятельность, приобретая навыки и привычку к самооценке.

    4. Планируемые результаты как основа оценки достижений стандарта.

     Планируемые результаты являются основой оценки достижения стандарта и призваны обеспечить связь между требованиями стандарта с одной стороны и образовательным процессом  и системой оценки с другой. По сути дела они являются своеобразным мостиком, соединяющим Требования стандарта и конкретный учебный процесс.

    В структуре планируемых результатов выделены в особый раздел личностные и метапредметные результаты, достижение которых обеспечивается всей совокупностью учебных предметов представленных в инвариантной части учебного плана и программами междисциплинарными.

    Под личностными результатами в стандарте понимается: становление самоопределения личности, включая развитие основ гражданской идентичности личности и формирование внутренней позиции школьника;  развитие мотивов и смыслов учебно-образовательной деятельности; развитие системы ценностных ориентаций выпускников начальной школы, в том числе морально-этической ориентации, отражающих их индивидуально-личностные позиции, социальные чувства и личностные качества.

    Основным объектом оценки личностных результатов служит сформированность универсальных действий включающих три следующих блока:

    ·         Самоопределение – сформированность внутренней позиции школьника – принятие  и освоение новой социальной роли ученика; становление основ гражданской идентичности личности как чувства гордости за свою Родину. народ, историю и осознание своей этнической принадлежности, развитие самоуважения и способности адекватно оценивать себя и свои достижения, видеть сильные и слабые стороны своей личности;

    ·         Смыслообразование – поиск и установление личностного смысла ( т.е. «значение для себя») учения на основе устойчивой системы учебно-познавательных и социальных мотивов; понимания границ того, «что я знаю», и того «что я не знаю» и стремления к преодолению этого разрыва;

    ·         Морально-этическая ориентация  - знание основных моральных норм и ориентация на выполнение норм на основе понимания их социальной необходимости; способность к моральной децентрации – учёту мотивов, позиций и интересов участников моральной дилеммы при её разрешении; развитие этических чувств – стыда, вины, совести, как регуляторов морального поведения.

    Основное содержание оценки личностных результатов строится вокруг оценки:

    ·         сформированности внутренней позиции школьника, которая находит отражение в эмоционально-положительном отношении ученика к школе, ориентации на содержательные моменты школьной действительности – уроки, познание нового, овладение умениями и новыми компетенциями, в характере учебного сотрудничества с учителем и одноклассниками и ориентации на образец поведения «хорошего ученика» как пример для подражания;

    ·         сформированности основ гражданской идентичности – чувство гордости за свою Родину, знание знаменательных для Отечества исторических событий, любовь к родному краю и малой родине, осознание своей национальности, уважение культуры и традиций народов России и мира, отказ от деления на «своих» и «чужих», развитие доверия и способности к пониманию чувств других людей и сопереживанию им;

    ·         сформированности самооценки, включая осознание своих возможностей в учении, способности адекватно судить о причинах своего успеха/неуспеха в учении, умение видеть свои достоинства и недостатки, уважать себя и верить в успех;

    ·         сформированности мотивации учебной деятельности, включая социальные, учебно-познавательные и внешние мотивы, любознательность и интерес к новому содержанию и способам решения проблем, приобретению новых знаний и умений, мотивации достижения успеха, стремления к совершенствованию своих способностей;

    ·         знания моральных норм и сформированности морально-этических сужденийспособности к оценке своих поступков и действий других людей с точки зрения соблюдения/нарушения моральной нормы.

    По сути, здесь изложена программа гражданского воспитания и развития личности младшего школьника и результаты этого развития должны отслеживаться, как и другие результаты.

    Формирование и достижение указанных выше личностных результатов – задача и ответственность системы образования и образовательного учреждения. Поэтому оценка этих результатов может осуществляться в ходе внешних неперсонифицированных мониторинговых исследований с привлечением специалистов, не работающих в данном учреждении и обладающие необходимой компетентностью в сфере психологической диагностики развития личности в подростковом возрасте.

    Цель этих исследований – принятие управленческих решений в результате оценки эффективности воспитательно-образовательной деятельности образовательного учреждения.

    В рамках внутренней оценки возможна ограниченная оценка сформированности отдельных личностных результатов отдельных учащихся, полностью отвечающая этическим принципам охраны и защиты интересов ребёнка и  конфедициальности, в форме не представляющей угрозы, психологической безопасности и эмоциональному статусу учащегося.

     Оценка метапредметных результатов описана как оценка планируемых результатов представленных в разделах:

    «Регулятивные учебные действия», «Коммуникативные учебные действия», «Познавательные учебные действия».

    Под метапредметными результатами понимаются универсальные способы деятельности – познавательные, коммуникативные и способы регуляции своей деятельности, включая планирование. Контроль и коррекцию.

    Достижение метапредметных результатов обеспечивается за счёт основных компонентов образовательного процесса, то есть всех учебных предметов, базисного плана и применяются учащимися как в рамках образовательного процесса, так и при решении проблем в реальных жизненных ситуациях.

    Основным объектом оценки метапредметных результатов служит сформированность ряда регулятивных, коммуникативных и познавательных универсальных действий, т.е. таких умственных действий учащихся, которые направлены на анализ и управление своей познавательной деятельностью.

    К ним относятся:

    ·         способность принимать и сохранять учебную цель и задачи, самостоятельно преобразовывать практическую задачу в познавательную; умение планировать собственную деятельность в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации и искать средства её осуществления; умене контролировать и оценивать свои действия, вносить коррективы в их выполнение на основе оценки и учёта характера ошибок, проявлять инициативу и самостоятельность в обучении;

    ·         умение осуществлять информационный поиск, сбор и выделение существенной информации из различных информационных источников;

    ·         умение использовать знако-символические средства для создания моделей изучаемых объектов и процессов, схем решения учебно-познавательных и практических задач;

    ·         логические операции сравнения, анализа, обобщения, классификации по родовым признакам. Установления аналогий, отнесения к известным понятиям;

    ·         умение сотрудничать с учителем и сверстниками при решении учебных проблем. Принимать на себя ответственность за результаты своих действий.

     Оценка метапредметных результатов может проводиться в ходе различных процедур.

    Под предметными результатами образовательной деятельности понимается освоенный обучающимися в ходе изучения учебного предмета опыт специфической для данного предмета деятельности по получению нового знания, его преобразованию и применению, а также система основополагающих элементов научного знания, лежащая в основе современной научной картины мира.

    Оценка предметных результатов может быть описана как оценка планируемых результатов по отдельным предметам.

    Дифференцированный подход в оценке знаний, позволяет при разработке критериев оценки планируемых предметных результатов  использовать задания соответствующие опорной системе знаний и задания соответствующие повышенной подготовке учащихся.

     5.Соотношение внутренней и внешней оценки. 

    В системе оценивания в начальной школе используются  внутренняя и внешняя оценка. Внутренняя оценка, выставляемая педагогом, и школой, выражается в текущих отметках, которые ставятся учителями, в результатах самооценки учащихся, в результатах наблюдений, проводящихся учителями и школьным психологом, в промежуточной и итоговой оценках учащихся и, наконец, в решении педагогического совета школы о переводе выпускника в следующий класс или на следующую ступень обучения.

    Эффективность внутренней оценки зависит от того, насколько выбранные школой средства способствуют выполнению её двух основных функций.

    Во-первых, обеспечить обратную связь, информируя:

    ·      учеников и их родителей о продвижении в освоении программы (а на определённом этапе и об общем уровне освоения), об их сильных и слабых сторонах;

    ·      учителей об эффективности их педагогической деятельности.

    Во-вторых, обеспечивать положительную мотивацию учения, стимулировать обучение учащихся: ориентировать на успех, отмечать даже незначительные продвижения, поощрять учащихся, отмечать сильные стороны, позволять продвигаться в собственном темпе и т.д.

    Внешняя оценка проводится, как правило, в форме неперсонифицированных (регламентированных) процедур (мониторинговых исследований, аттестации образовательных учреждений, государственной итоговой аттестации выпускников, аттестации работников образования, аккредитации образовательных учреждений и др.)

    «Точка соприкосновения» внутренней и внешней оценки – итоговая оценка, поэтому степень воздействия внешней оценки на образовательный процесс (через систему внутренней оценки) тем больше, чем больше выражена связь процедур внешней оценки с итоговой оценкой выпускников.

    В начальной школе в соответствии с Законом «Об образовании» государственная итоговая аттестация выпускников не предусмотрена, поэтому прямое включение внешней оценки (положим при проведении мониторинговых исследований) в итоговую оценку младших школьников исключается.

    Это означает, что влияние внешней оценки на внутреннюю осуществляется опосредованно, через аттестацию кадров, аккредитацию образовательных учреждений, мониторинговые исследования, в которых основным элементом выступают результаты итоговой оценки выпускников.

     

                Источниками информации для оценивания достигаемых образовательных результатов, процесса их формирования и меры осознанности каждым обучающимся особенностей развития его собственного процесса обучения, а также для оценивания хода обучения служат:

    ·         работы учащихся, выполняющиеся в ходе обучения (домашние задания, мини-проекты и презентации, формализованные письменные задания – разнообразные тексты, отчеты о наблюдениях и экспериментах, различные словники, памятки, дневники, собранные массивы данных, подборки информационных материалов, поздравительные открытки и т.п., а также разнообразные инициативные творческие работы – иллюстрированные сочинения, плакаты, постеры, поделки и т.п.);

    ·         индивидуальная и совместная деятельность учащихся в ходе выполнения работ;

    ·         статистические данные, основанные на ясно выраженных показателях и или/дескрипторах и получаемые в ходе целенаправленных наблюдений или мини-исследований;

    ·         результаты тестирования (результаты устных и письменных проверочных работ).

     

                В начальной школе рекомендуется использовать три вида оценивания: стартовую диагностику, текущее оценивание, тесно связанное с процессом обучения, и итоговое оценивание.

                Стартовая диагностика основывается на результатах мониторинга общей готовности к изучению предмета в школе и результатах оценки их готовности к изучению данного курса.

                Показатели «предметной» готовности к изучению данного курса основываются на показателях ожидаемой подготовки.

                Эти показатели определяют стартовые условия обучения детей в начальной школе. Большинство детей 10-11 лет уверенно демонстрирует достижение описанного уровня готовности. Следует, однако, помнить, что частичное или даже полное отсутствие у ребенка отдельных знаний и/или навыков не является основанием для любых дискриминационных решений, а всего лишь указывает на необходимость индивидуальной коррекционной работы. В перспективе, после экспериментальной отработки, предполагается введение этих показателей в систему планируемых результатов освоения программы, что будет способствовать выравниванию стартовой подготовки учащихся.

                Итоговое оценивание происходит в конце обучения и может проводиться в форме накопленной оценки (синтеза имеющейся информации), а также в формах сбора данных (в том числе – с помощью итоговых тестов) или демонстрации примеров применения полученных знаний и освоенных способов деятельности; возможна также любая комбинация этих форм.

                В предлагаемой технологии обучения итоговое оценивание строится на принципах:

    -       раздельной оценки достижения базового уровня требований к подготовке, связанного с таким показателем достижения планируемых результатов, как «учащиеся могут выполнить самостоятельно и уверенно» и повышенных уровней подготовки, связанных с таким показателем достижения планируемых результатов, как «учащиеся могут выполнить самостоятельно или с помощью взрослых и/или сверстников»;

    -       оценивания методом «сложения», который предполагает использование системы дополнительного поощрения учащихся за превышение базового уровня требований;

    -       кумулятивной (накопительной) оценки;

    -       открытости и реалистичности норм и критериев;

    -       гибкости норм и критериев;

    -       признания права учащегося на ошибку, реализуемого в итоговом оценивании через систему норм оценивания;

    -       признания права учащегося на до-сдачу имеющихся пробелов в части базовых требований и при желании – на пересдачу итоговой работы с целью подтверждения более высоких уровней учебных достижений.

                С целью проведения текущего оценивания учителям начальной школы рекомендуется использовать следующие методы оценивания.

                Наблюдения – метод сбора первичной информации путем непосредственной регистрации учителем наличия заранее выделенных им показателей какого-либо аспекта деятельности всего класса или одного ученика. Для фиксации результатов наблюдения обычно используются специальные формы (листы наблюдений), в которых в процессе наблюдения необходимо поставить условный знак (например, «V»). В зависимости от педагогической задачи листы наблюдений могут быть именными (при наблюдении за деятельностью определенного ученика) или аспектными (при оценке сформированности данного аспекта деятельности у всего класса).

                Можно пользоваться и иными инструментами (линейками достижений, памятками и др.), описанными ниже.

                Наблюдения проводятся достаточно часто и регулярно. В ходе наблюдений его фокус может перемещаться с наблюдения за всем классом на наблюдение за каким-либо одним ребенком или за каким-либо определенным видом деятельности. Наблюдение может вестись учителей как с позиций внешнего наблюдателя, так и с позиций непосредственного участника деятельности.

                Использование наблюдения в качестве метода оценивания наиболее целесообразно применять для оценивания сформированности и индивидуального прогресса в развитии различных навыков

                Так, например, для оценивания сформированности и индивидуального прогресса в развитии многих навыков учения, можно использовать метод наблюдений для изучения и фиксации следующих аспектов.

    –   Приобретение знаний (фиксируется увеличение запаса фактов, идей, слов; умение узнавать знакомое).

    –   Понимание (фиксируется умение ухватывать смысл, обсуждать и интерпретировать изученное).

    –   Применение (фиксируется способность использовать изученное на практике или в иных целях).

    –   Анализ (фиксируется умение вычленять знания или идеи, выделять отдельные компоненты, видеть связи, искать уникальные черты).

    –   Синтез (фиксируется умение комбинировать, воссоздавать, развивать, создавать новое).

    –   Оценка (фиксируется умение выдвигать суждения или заключения на основе выбранных критериев, стандартов, условий).

    –   Диалектичность мышления (фиксируется умение рассматривать объект/явление/суждение и т.п. с разных точек зрения, понимать обе позиции, приводить аргументы, принимая возможность существование иной точки зрения).

    –   Метазнание (фиксируется умение анализировать свой и чужой мыслительный процесс, задумываться о процессе познания).

                Пользуясь методом наблюдений, можно фиксировать и оценивать многие аспекты формирования социальных навыков, например:

    ·         способность принимать ответственность;

    ·         способность уважать других;

    ·         умение сотрудничать;

    ·         умение участвовать в выработке общего решения;

    ·         способность разрешать конфликты;

    ·         способность приспосабливаться к выполнению различных ролей при работе в группе.

                Наблюдения очень полезны и при общей оценке коммуникативных навыков: слушания (слышать инструкции, слышать других, воспринимать информацию); говорения (ясно выражаться, высказывать мнение, давать устный отчет в малой и большой группе);чтение (способность читать для удовольствия и для получения информации); письма (умение фиксировать наблюдения, делать выписки, излагать краткое содержание, готовить отчеты, вести дневник). Более того, они могут одновременно выступать и в качестве обучающего средства. Например, при формировании навыков работы в группе можно предложить учащимся в ходе групповой работы совместно заполнить такой лист наблюдений про каждого из участников групповой работы.

     

     

     

     

     

    Вход на сайт
    Календарь
    «  Сентябрь 2019  »
    ПнВтСрЧтПтСбВс
          1
    2345678
    9101112131415
    16171819202122
    23242526272829
    30
    День недели
    Сегодня
    Информер праздники сегодня
    Поиск
    Я родитель
    Картинки по запросу я родитель
    Архив записей
    Время жизни сайта

    Copyright MyCorp © 2019
    Бесплатный конструктор сайтов - uCoz